Mitsubishi Starion (1988) Macau Guia Race (обновление от 24.09.2023)

Тест-пилот – Антон Виноградов

Starion – это четвертая по счету спортивная модель японской компании Mitsubishi Motors вслед за Galant GTO, Galant FTO и Lancer Celeste, выпущена в мае 1982 года для конкуренции с такими японскими моделями класса GT (Grand Tourer) как Nissan Z, Mazda RX-7 и Toyota Supra. Название Starion это сокращение от «Star of Orion» (Звезда Ориона), также было широко распространено мнение, что японцы намеревались назвать модель «Жеребец» (Stallion), но из-за отсутствия буквы «l» в японском языке имя было написано с буквой «r».
Кузов Starion имел клиновидную форму в двух вариантах (с узким и широким фюзеляжем) с наклоном передней части, цельный передний бампер и широкие центральные стойки подчеркивали необычный внешний вид. В автомобиле использовалась традиционная компоновка – двигатель спереди и задний привод, комплектовался дифференциалом с повышенным внутренним сопротивлением и АБС на задние колеса в стандартной комплектации. Шасси было заимствовано от модели Mitsubishi Sapporo (Galant Lambda) с подвеской Макферсон и стабилизаторами поперечной устойчивости.
Объем двигателя отличался от рынка продаж, так в США модель выпускалась под брендом Chrysler Conquest, по совместному соглашению между японцами и американцами (в 1970 году Chrysler выкупили 15% акций Mitsubishi) и оснащалась двигателем SOHC Astron G54B объемом 2,6 литра и мощностью от 150 до 197 л.с., в то время как другие рынки получили двухлитровый SOHC Sirius G63B. Оба двигателя оснащали турбонаддувом TD05-12A MHI и компьютерным управлением впрыска топлива. Пятиступенчатая МКПП была стандартной для большинства моделей и имела 5 ступеней, однако на некоторых рынках 4-ступенчатая АКПП продавалась в качестве опции.
Посадка в салоне была по схеме 2+2, передние сиденья оснащались регулировкой поясницы, наклона спинки и опоры для коленей. Одной из особенностей модели оказалось расположение ремней безопасности, они монтировались в дверях, с опцией электрического привода.
Коэффициент лобового сопротивления составил 0,32, что довольно эффективно для того времени и делало Starion одним из самых быстрых серийных автомобилей в Мире.
С такими выдающимися характеристиками японский автомобиль участвовал в гонках с определенными успехами – в кольцевых (группы А и N), на выносливость (Nelson Ledges 24 Hour Race), гонки под эгидой Sports Car Club of America, на родине в Japanese Touring Car Championship, а также ралли – Paris-Dakar Rally и WRC.

Но мы строим вариант Starion гонки Guia Race of Macau 1988 года. Это международное соревнование проводилось как самостоятельное мероприятие с 1972 по 1994 года, в нем принимали участие автомобили класса «туринг», сама трасса проложена в городе Макао в юго-восточной части одноименного полуострова и имеет длину 6,115 км. Трасса состоит из крутых поворотов и длинных прямых, узкая и ухабистая с минимальными возможностями для обгона во время гонки. В отличие от других гоночных трасс в Мире, схема трассы Guia Circuit не менялась с 1957 года, по всей длине надежно ограждена барьерами Armco, окрашенными в черные и желтые полосы.
Сперва в гонке применялись Правила европейской группы 5, а в период с 1983 по 1990 года - правила FIA Group A. С годами менялся и формат гонки: от 30 кругов в период Группы А до нынешнего формата двойной гонки, где каждая длится 9 кругов.
Наше соревнование прошло 27 ноября 1988 года протяженностью 25 кругов, в нем участвовали 25 автомобилей в двух классах (Guia Race и ACP Race), средняя скорость участников на трассе составила 134 км/ч. За руль Mitsubishi Starion Turbo A183 под №1 сел Гэри Скотт (Австралия), который сошел с дистанции из-за отказа двигателя. Вторым автомобилем под №5 управлял Кристиан Даннер (Германия), который квалифицировался шестым, а на финиш пришел только пятым. Победителем стал другой немец – Альтфрид Хегер на BMW M3 Evo (№2) команды Hilton Schnitzer, в квалификации показавший лучшие время 2:41:20, в гонке опередил напарника по команде и соотечественника Маркуса Эстрайха на 17 секунд, который пришел вторым, а третьим стал британец Энди Раус на Ford Sierra RS 500.

Начну свой обзор.

Кузов.

Местами присутствует небольшой облой и швы от стыков пресс-форм. На кузове изображен лючок горловины бензобака с гражданской машины.

Для гоночной версии его нужно будет зашпаклевать, а для спортивных заливных горловин наоборот прорезать отверстия. Контуры отверстий изображены с изнанки кузова

Днище практически пустое, что облегчит покраску, вместе отлит только небольшой фрагмент выхлопной трубы.

Все литники.

В принципе, литье чистое и придраться особо не к чему, за исключением пары моментов: на нектороых деталях присутствуют следы от недостаточной полировки пресс-форм и какая-то непонятная и неравномерная фактура поверхности

Покрышки имеют форму конуса, у машины ярко выраженный орицательный развал, и, чтобы модель более плотно стояла на поверхности, производитель пошел на такой шаг.

Декаль на две машины – с чемпионата JTC 1987 и с этапа Macau Giua Race 1988 года, второй листик – шелкография на стекла.

Для гонки в Макао даны декали на машину с номером №1 и №5, автомобили отличались тем что №1 была леворульная, №5 – праворульная. А вот в коробке только праворульлная версия, так что ждем смоляные конверсии.

Инструкции по сборке и маркировке

При постройке будет использоваться родной набор дополнения

В составе травление, материал для ремней безопасности, точеные антенны и листик с декалями. Карбоновые декали у меня в наборе имеют небольшие дефекты, как будто верхний лаковый слой немного пострадал, рисунок нетронут.

Помимо карбона так же есть шкалы приборов, непонятно только зачем – в стандартном наборе они тоже присутствуют и качеством не уступают.

Обновление от 29.09.2022

На переднем бампере пришлось 2К шпаклевкой замазывать огромные утяжины и листовым полистиролом убирать недолив на блоке фонарей.

Капот нарастил по нескольким кромкам, чтобы более-менее выровнять зазоры, также пришлось под него подкладывать тонкий пластик, чтобы он не слишком глубоко проваливался относительно фар.

Срезал все выступающие детали, которые будут заменены на фототравление – замки на капоте, личинки замков дверей и т.д., насверлил отверстия для креплений деталей. Особенное спасибо производителю за возможность поработать драчевым напильником, проделывая в кузове отверстия диаметром 5.5 мм под заливные горловины.
Все кузовные элементы были склеены воедино, сведены поверхности, выровнена по толщине расшивка. Кузов задут тамиевской серой грунтовкой из банки

Довольно сложный в обработке кузов из-за своей «многогранности». По бортам идут несколько ребер, которые запросто можно замылить одним лишь неловким движением шкурки. Восстановить будет непросто. Лучше быть поаккуратнее.
Кузов окрашен тамиевской TS-26 Pure White, стравленной из баллона, и задекален. Декали приятные в работе, хорошо тянутся и адекватно реагируют MicroSol, проблем с ними не возникло.

Кузов покрыт 2К автомобильным лаком Reoflex Express MS. Декали довольно толстые, поэтому пришлось покрывать в два слоя с промежуточным вышкуриванием ступенек. Финишный слой так же был вышкурен и отполирован пастами 3М разной абразивности, а также выделена расшивка.

Обновление от 07.01.2023

Окрасил и установил все оставшиеся детали на днище - тормозные диски, пневмодомкраты, радиаторы, бак. Травленую сетку на малых радиаторах решил не использовать – выигрыш от нее сомнительный.

Начал заниматься салоном. Окрасил ванну салона, дверные карты

Использовал карбон и травленые замки из родного набора дополнений. Сатиновый лак скрыл дефекты на поверхности карбоновых декалей, о которых я упоминал в обзоре.
Каркас безопасности я решил склеить до покраски, чтобы убрать швы от стыковки деталей

Инструкция, как и в случае окраски днища, предлагает для большинства черных деталей одну и ту же краску – черный сатин. Я решил отойти от инструкции и задуть каркас глянцем, чтобы он хоть как-то выделялся в черном интерьере.
Кресло пилота.

Для придания фактуры использовал густой грунт Gunze Sangyo Mr. Surfacer 500, еще несколько деталей интерьера.

Колеса

Заводское покрытие было уж очень блестящим, практически зеркальным, решил его смыть и перекрасить диски, для окраски использовал Alclad II Chrome.
Нашлось время и для работ по кузову.

Кузов задул изнутри в черный цвет, окрасил дверные ручки. Вставил переднюю оптику. Передние отражатели окрасил кистью краской Molotow, вставил решетку, предварительно прорезав ее поглубже, чтобы она не выглядела глухой. Окрасил нижнюю губу переднего бампера в черный цвет.
Практически полностью собрал заднюю часть кузова. Фонари будут в следующем обновлении.

Обновление от 12.03.2023

Окончательно собрал салон. Помимо стандартного набора дополнений, кинул в салон еще шланг для пневмодомкратов и отрисовал и напечатал на 3D-принтере тумблеры для панели приборов.
Немного слов о дополнениях и вообще и сборке салона.
К указанной в инструкции длине заготовок для ремней безопасности запросто можно прибавлять 5-7 мм, особенно это касается тех, что к крепятся к полу рядом с креслом. Если отрезать 18 мм, как указано в инструкции, до пола вы их не дотянете.
Для оклейки карбоном кожуха, который находится в ногах с пассажирской стороны, лучше использовать сторонний карбон, а не тот, который идет в наборе. На оригинальной декали зачем-то нанесены черные полосы, имитирующие сквозные отверстия, хотя на кожухе и так есть сквозные отверстия. Шансов ноль, что нарисованная на декали имитация совпадет с реальными отверстиями. Задней полки это тоже касается – там имитация расшивки черной полосой нанесена на декаль. Но там проще - декаль можно разрезать по этой расшивке на несколько фрагментов и наклеивать их раздельно.
Не понравилась приборная панель от слова совсем. Колодцы приборов слишком глубокие и толстостенные, а декали, имитирующие приборы, отказываются влезать в эти колодцы. Да, их можно размочить sol'ом и затолкать внутрь (как я, собственно, и сделал), попутно размазывая шкалы приборов по стенкам колодцев, но на выходе получается какой-то ужас. Из коробки без доработок красиво и правдоподобно, к сожалению, собрать не получится.

Обновление от 24.09.2023

Собрал все вместе. На последнем этапе из доработок только дворники. Их я скомбинировал из травления и пластиковой детали – поводок пластиковый, щетка травленая. Заднюю оптику пришлось немного затонировать сверху смоуком LP-67, чтобы она не была излишне яркой.
Модель закончена. Сначала что не понравилось – приборная панель, об этом я более подробно описывал на одном из прошлых этапов сборки. Качество литья стекол, к сожалению, оставляет желать лучшего – рябь на поверхности, местами даже утяжины. В принципе, на фотографиях можно разглядеть эти оптические искажения. И еще у меня есть вопросы к колесам – по моим личным ощущениям, диски должны быть бОльшего диаметра, а резина иметь более низкий профиль.
Но в основном, работать над моделью понравилось, собирается без особых проблем, стыкуемость хорошая. Очень выгодно на фоне «классической» ванны остекления выглядит решение с раздельными стеклами, крепящимися снаружи. С их установкой тоже проблем особых не возникло даже с учетом 2 слоев 2К лака – подгонять пришлось только заднее стекло.
Что в итоге? С минимальными доработками прямо из коробки можно получить хороший результат. Однако, в плане улучшения детализации, «изкоробочный» вариант с минимальными доработками – это максимум на что можно рассчитывать, ввиду практически полного отсутствия информации по данному прототипу в сети.
Копийность - 8
Деталировка - 8
Качество - 7