Lotus 88 (1981)

Этому болиду было суждено проехать всего 14 кругов во время субботней утренней тренировки Гран-При США-Запад в 1981 году, после чего перед Элио де Анджелисом появились черные флаги с его №11, судьями было принято решение о снятии Lotus 88 с гонки, а все начиналось с Lotus 86, который разрабатывался в сезоне 1980 года и тестировался на трассе в Хараме (Испания). 

В интересах безопасности пилотов, перед сезоном 1981 года международная автомобильная федерация, для борьбы с высокими скоростями и грануд-эффектом, запретила подвижные юбки по бокам болида, а также увеличила уровень допустимого клиренса до 6 см. Первым шагом в обход этих правил был болид Brabham BT49С, использующий гидропневматическую систему подвески, которая позволяла уменьшать клиренс под аэродинамической нагрузкой, но при этом возрастал риск вылета с трассы из-за вибраций и колебаний. Однако прирост скорости был очень ощутимым и остальные команды стали экспериментировать в этом направлении, дальше всех продвинулся Колин Чепмен с болидом Lotus 86.
Данный гоночный автомобиль был разработан еще до отмены подвижных юбок, но инженерам команды Lotus: Питеру Райту, Тони Радду и Мартину Оджильви к началу сезона пришлось изучать тестовую версию болида Lotus 86 и его рабочие характеристики уже без юбок. В итоге на секретных тестах перед сезоном был разработан болид Lotus 88, монокок которого был связан с колесами мягкой подвеской. Также он имел второй внешний корпус, принимающий на себя аэродинамические нагрузки и передающий их на колеса с помощью отдельной, но очень жесткой подвески, что создавало комфортные условия для работы гонщика. Двигатель для болида остался Ford Cosworth DFV 3.0 V8 и коробка передач Lotus/Hewland, а вес смогли сохранить на прежнем уровне – 590 кг. На предсезонных тестах Найджел Мэнселл и Элио де Анджелис высказались положительно о пилотировании болида, чтобы этого добиться также было максимально использовано углеволокно в конструкции монокока.
Но прознав про успехи Lotus, другие команды подали протест в Международную автомобильную федерацию на основании, что второй верхний корпус является аэродинамическим элементом и жестко не закреплён относительно шасси автомобиля. На первом Гран-При сезона 1981 года в Лонг-Бич на Lotus 88 успел проехать только де Анджелис во время тренировки, Мэнселл не успел сесть за руль. Колин Чепмен был очень сильно зол на решение федерации и всячески пытался оспорить данное решение, но к гонкам пришлось срочно дорабатывать Lotus 81B и готовить новый болид Lotus 87, отвечающий требованиям.
Надеясь решить все спорные вопросы в судебном порядке до следующего этапа в Бразилии и Аргентине, команда реализовала интенсивную тестовую программу на трассе в Риверсайде (США), а также выезжала на тренировках перед гонками. Но и в Бразилии, и в Аргентине приговор судейской коллегии был не изменим и однозначен, болид Lotus 88 вне гонок. Команда продолжала протестовать, поэтому не вышла на четвертую гонку в Сан-Марино, за что была оштрафована на 100 000 долларов, но штраф был позже снят. Колин Чэпмен, до последнего не желавший мириться с решением FISA, на домашнем Гран-При Великобритании выставил доработанный болид Lotus 88B (шасси R2 и R3). Оба болида успешно прошли технический контроль и были признаны легальными, но на следующий же день федерация отменила решение организаторов Гран-При и запретила допускать Lotus 88B на старт.

К сожалению, версии болида под номером 88 так и не суждено было выйти на старт ни в одной гонки Чемпионата Мира сезона 1981 года, но, даже несмотря на это, очередной шедевр от Колина Чэпмена навсегда вошёл в историю Формулы 1. Часть решений в разработке Lotus 88 было использовано в следующей модели – Lotus 91, а версия 88 теперь занимает достойное место в музее Lotus и иногда выходит на старт гонок исторических автомобилей.

Теперь перейдем к набору от японской компании Ebbro, очередной раз они нас сильно удивили, в большой коробке с матовым рисунком Lotus 88 скрывается более 180 деталей:
- два литника синего цвета внешнего второго кузова болида;
- два литника черного цвета внутреннего кузова болида;
- два литника серого цвета с подвеской и двигателем;
- два литника с хромом для внешней облицовки и колесных дисков.

Самое интересно, что в наборе кроме обычных декалей, есть также декали под хром (производства Картограф), очень интересно проверить их на практике, как они будут наноситься и выглядеть на поверхности. Инструкция к сборке состоит из 15-ти шагов и показывает очень подробную сборку подвески, двигателя и двух кузовов болида.
Производитель предлагает собрать две версии болида Гран-При США-Запад сезона 1981 года, первая – под номером 11 за рулем которого был Элио де Анджелис и вторая –под номером 12, за руль которой так и не сел Найджел Мэнселл.
Та самая версия Lotus 88B, которая участвовала в тренировках Гран-При Великобритании 1981 года, уже анонсирована и будет выпущена также фирмой Ebbro отдельным набором в этом году.
Хочу заметить, что до выпуска набора в пластике, в 2010 году были в продаже мультимедийные наборы Lotus 88 и 88B из смолы от Model Factory Hiro и Studio 27, но по заоблачным ценам, поэтому модель от Ebbro является отличной альтернативой дорогим наборам из смолы и белого металла и позволит легко собрать не менее детализированную модель.